Замедление инвестиций в нашей стране уже через несколько месяцев может смениться новым всплеском — когда будет подписано Соглашение об ассоциации с ЕС, а отечественный бизнес научится работать без Кипра.
Темп роста прямых иностранных инвестиций в Украину катастрофически падает. По крайней мере, такова статистика. За первое полугодие 2013 года их объем составил $855,8 млн., в то время как в прошлом году этот показатель достиг $5,1 млрд. По некоторым странам вообще зафиксирован отток. Прежде всего это страны Европы.
Перед этим, в 2011 году, наблюдался своеобразный бум инвестирования: к стране после кризиса 2008-2009 годов снова начал присматриваться зарубежный бизнес. Именно тогда были начаты многие реализуемые сейчас проекты. С 2012 года эта тенденция идет на спад.
Однако эксперты иностранных торговых представительств уверены, что нынешняя статистика — результат неблагоприятного сочетания нескольких факторов, а не системного кризиса украинской экономики.
Из Кипра на островаВот уже 10 лет в общем объеме иностранных инвестиций в Украину растет доля Кипра и других офшорных зон. Если в 2005 году на «киприотов», за которыми в основном стоит украинский и российский капитал, приходилось только 12,2% ПИИ, то в середине нынешнего года — 32,4%. Однако в 2013 году, после кризиса в этой стране и ограничений на движение средств в ее финансовой системе, а также на фоне неутешительных прогнозов относительно будущего кипрской экономики, приток инвестиций оттуда замедлился. За первое полугодие он составил лишь $653,4 млн. против $4629,6 млн.годом ранее. Именно на Кипр приходится 98% падения темпов роста инвестиций в страну.
Инвесторы, которые уже сейчас, не ожидая дальнейшего улучшения бизнес-климата, вкладывают деньги в Украину, получают огромные преимущества |
Предположение, что ухудшение динамики инвестиций кроется прежде всего в проблемах с офшорами, подтверждается также динамикой ПИИ в разные отрасли Украины. Их количество почти не изменилось, прежде всего в тех отраслях, которые контролируются отечественным бизнесом: металлургии, машиностроении, химической промышленности, а также в торговле. «Я вижу по своим клиентам (работающим с финансовыми учреждениями Кипра. — Ред.), что у многих — просто паника, они не могут разобраться, как работать в новых условиях, — говорит Денис Осипенко, управляющий партнер Campio Group, консультирующей по вопросам офшорного инвестирования. — На компании банковский кризис пока что не повлиял, повысился только налог — до 12,5%, но он все еще остается самым низким среди неофшорных стран». Эксперт уверяет, что в долгосрочной перспективе падения инвестиций из Кипра не будет — через некоторое время, когда паника пройдет, возможен даже рост.
Падение инвестиций наблюдается и из Швейцарии. «На Швейцарию повлияла глобальная политика по борьбе с отмыванием денег. Там теперь проявляют пристальное внимание к лицам с постсоветского пространства», — объясняет управляющий партнер Campio Group.
Между тем усилился приток средств в Украину с Британских Виргинских островов. Этой юрисдикции пока далеко до Кипра, но за первое полугодие 2013-го оттуда было вложено в нашу страну $534 млн., рост составил 28%. Правда, по словам Дениса Осипенко, говорить о прямом перетекании средств из Кипра на острова нельзя. «Меня самого удивил такой рост, ведь Британские Виргинские острова – чистейший офшор, а Кипр не является офшором, и там использовались другие схемы. Хотя инвестировать с территории Британских Виргинских островов действительно удобно», — говорит эксперт.
В ожидании ассоциацииОднако существует и реальный отток средств из Украины: за январь-июнь 2013 года из нашей страны ушло $152 млн. в Германию и $205 млн. в Австрию, в 2012 году французы вывели из страны $465 млн.
Впрочем, корни этой тенденции зарубежные эксперты видят в ухудшении инвестиционного климата во всем мире. Так, в июле Международный валютный фонд снизил прогноз роста мировой экономики до 3,1% в связи с тем, что развивающиеся страны перестают быть локомотивами роста. А это отражается на каждом украинском предприятии. «Украинская экономика до сих пор в большой степени зависит от экспорта полезных ископаемых и стали. Когда доходы в этой сфере падают, тогда все чувствуют отрицательное влияние из-за спада косвенной рентабельности», — напоминает торговый советник Посольства Австрии в Украине Грегор Постль.
Иногда, правда, кризис может и помочь. «Как вы знаете, в Италии сейчас рынок переполнен, и все эти товары и услуги трудно продать. Поскольку Украина является очень привлекательной — большая территория, многочисленное население, люди, которые хотят вкусно есть, красиво одеваться, имеется большой спрос на все, что made in Italy, то и вкладывать сюда деньги выгодно», – делится Маурицио Карневале, президент Торгово-промышленной палаты Италии в Украине. В частности, здесь давно работают Ferrero и группа Unicredit.
Но есть еще один важнейший фактор замедления динамики инвестирования. По словам Грегора Постля, многие возможные инвесторы застыли в ожидании подписания соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. Это мнение поддерживает и Хорхе Зукоски, президент Американской торговой палаты в Украине. «Когда речь идет о перспективах инвестирования в Украину, одним из основных критериев для принятия решения остается вопрос о рынках, к которым Украина будет иметь доступ в будущем», — говорит аналитик. По его словам, как только соглашение вступит в силу, Украина получит неоспоримое преимущество, которое в сочетании с остальными сильными сторонами позволит существенно улучшить инвестиционную привлекательность страны. «Крупные корпорации иногда выделяют средства для инвестирования даже в рисковые зоны», — отмечает Зукоски. А среди отпугивающих факторов, по его мнению, остается ситуация с защитой прав интеллектуальной собственности. Ведь в июне США объявили Украину «пиратом №1».
Страна готовитсяПока инвестиции падают, но инвестиционный климат улучшается. В 2013 году Украина выросла в рейтинге Doing Business на 15 пунктов до 137-го места. По данным авторов рейтинга, Украина в нынешнем году вошла в первую тройку стран, «продемонстрировавших значительные улучшения в облегчении ведения бизнеса за последний год», и заняла первое место в регионе Восточной Европы и Центральной Азии. Это ощущают и торговые представительства: например, Хорхе Зукоски отмечает «стабильную и положительную динамику постепенного совершенствования законодательства в таможенной и налоговой сферах». В частности, он высоко оценил принятый в июле закон о контроле трансфертного ценообразования, основанный на международных принципах. Это первый нормативный акт, предусматривающий механизм борьбы с выводом прибыли предприятий в офшорные зоны и страны с низким уровнем налогообложения. «Однако теперь нужно дождаться его надлежащего выполнения», — говорит торговый представитель.
Еще многие проблемы остается решить. В частности, это касается регуляторной политики, судебной, таможенной и налоговой систем. Но, по словам Маурицио Карневале, главная проблема — не в законах, а в ментальности граждан. «Только когда граждане Украины привыкнут платить налоги, открыто работать с партнерами, тогда можно будет говорить об изменениях инвестиционного климата. В Италии первый вопрос на встрече представителей двух предприятий будет: каков ваш годовой оборот? А в Украине это почему-то конфиденциальная информация», — смеется эксперт.
Те инвесторы, которые уже сейчас, не ожидая дальнейшего улучшения бизнес-климата, вкладывают деньги в Украину, получают огромные преимущества. Ведь, по словам Грегора Постля, украинский рынок сейчас находится в так называемом состоянии catch-up phase, то есть в него нужно много инвестировать, чтобы повысить конкурентоспособность, удовлетворить спрос покупателей и т.д. При этом компании, начинающие здесь работать раньше, фактически создают для себя потребителей, которые продолжат работать с ними и в дальнейшем. Через несколько лет наша страна может стать намного более привлекательной для бизнеса, но переманить к себе клиентов будет намного сложнее.
Нынешние иностранные инвесторы в Украине показывают, что могут мыслить стратегически и планировать инвестиции на долгосрочную перспективу, не опасаясь временных трудностей. Среди них — американская Horizon Capital и голландский банк развития FMO, вложившие деньги в производителя клинкера «Керамейя», французская Air Liquide, строящая в Енакиево установку по разделению воздуха, Beten, рискующая вкладывать в украинские альтернативные источники энергии, азербайджанская Socar, активно развивающая сеть заправок премиум-класса, германский Bayer, реализующий проекты по популяризации новых агротехнологий, австрийский Dunapack, готовящий упаковку для отечественного АПК, и многие другие.
Артем Захарченко и Валентина Марченко
«Инвестгазета» №35, 10 сентября 2013