Услуги
RU
UAEN

Расплата за деофшоризацию

Расплата за деофшоризацию  
КИПР

Пойдя вразрез с общественным мнением, власти Кипра таки решили ввести налог на депозиты. Однако денег на спасение экономики средиземноморского острова всё равно не хватает

 

В этом году 1 апреля на Кипре точно не будет днем смеха и шуток. Небольшое островное государство, экономика которого является лишь сотой в мире по величине номинального ВВП, уже две недели находится под пристальным вниманием всего мирового сообщества, а его банковская система — в состоянии коллапса.

Стремясь заполучить десять миллиардов евро помощи от Европейского союза и Международного валютного фонда, выделение которой было согласовано 16 марта на заседании Еврогруппы, кипрские власти намеревались обложить разовым налогом по ставке 6,75% депозиты от 20 до ста тысяч евро и налогом 9,9% — вклады свыше этой суммы (см.«Киприотизм»).

Эта инициатива произвела эффект разорвавшейся бомбы. Массовые демонстрации, которые захлестнули страну, уберегли парламент от принятия столь опрометчивого решения — во время голосования 19 марта ни один депутат не поддержал «налоговый беспредел», как его прозвали жители острова. Однако, понимая, что без радикальных шагов помощи от ЕС страна не получит, 25 марта власти всё-таки решились ввести налог.

Правда, он касается лишь вкладов, размещенных в крупнейшем банке страны — Bank of Cyprus. Речь идет о депозитах на сумму свыше ста тысяч евро, причем ставка налога составит от 30 до 40% в зависимости от суммы вклада.

Мирный бунт

Удивительное дело, но по своему темпераменту жители Кипра — спокойные и деловитые. Когда приезжаешь на южную часть этого острова (с 1975 года существует еще не признанная никем, кроме Турции, Турецкая Республика Северного Кипра), этому удивляешься, привыкнув к неумной эмоциональности греков. Пэт Брэмбли из Ларнаки в том, что происходит, винит самих жителей острова: «В то время как киприоты называют себя греками, внешние силы также не делают различия между нами. Они считают, что мы — потягивающие кофе, расслабленные, работающие в полсмены, избегающие налогов халявщики. Вот поэтому и страдаем!»

Но нынешней весной южная кровь дала о себе знать. В марте в руках шествующей молодежи можно было увидеть массу разнообразных лозунгов. Начиная от призывных «Мы будем бороться» или «Верните нам будущее!» и заканчивая угрожающими «Народ, проснись, у тебя пьют кровь!» и даже «Смерть Меркель!» Причем так же думают не только студенты, но и почти все остальные жители острова, которые преимущественно работают в туристическо-рекреационном бизнесе или сфере сельского хозяйства.

Даже если поддержка ЕС и МВФ даст Кипру кратковременный спасительный эффект, островному государству в любом случае придется разрабатывать фундаментальный план выхода из кризиса

«Вся эта ситуация и паника были очень четко и методично спланированы. Замораживание банков (19–27 марта они оставались закрытыми. — ”Эксперт”) и банкоматов (в день можно было снять не более ста евро. — ”Эксперт”), чтобы не было возможности снять деньги перед тем, как они заберут часть наших сбережений, — это не что иное, как преступление против своего же народа», — возмущается на своей странице в Facebook жительница Никосии Марика Караламбос. Согласно решению парламента, Laiki Bank, объем депозитов в котором составляет около 8,8 млрд евро, будет ликвидирован. Вклады до ста тысяч евро, возврат которых гарантирован государством, и работающие кредиты будут переведены в Bank of Cyprus. Вклады сверх этой суммы и «проблемные» кредиты перейдут в банк «плохих» активов, который еще предстоит создать. По мнению европейских экспертов, в результате клиенты Laiki Bank могут потерять до 80% депозитов. К тому же министр финансов Кипра Михалис Саррис предупредил, что даже те вкладчики, чьи деньги уцелеют, будут ждать их выплаты до семи лет.

Председатель Еврогруппы Йерун Дейсселблум полагает, что все эти меры, включая оздоровление Bank of Cyprus (на его депозитных счетах до получения части активов и пассивов Laiki Bank находилось 18,24 млрд евро), позволят не только спасти банковскую систему Кипра, но и высвободить дополнительные 4,2 млрд евро. Об уровне доверия к кипрским банкам еврочиновник предпочитает не распространяться, хотя очевидно: сегодня всё население острова хочет забрать все свои деньги из банков.

Еврогруппа старается не заострять внимание на том, что делает это за счет карманов вкладчиков.

Цепной эффект

Если верить данным Центрального банка Кипра, по состоянию на январь 2013 года в финучреждениях страны было сконцентрировано 68,4 млрд евро депозитов, в том числе 25,5 млрд евро — деньги нерезидентов. Из этой суммы около 10,2 млрд евро — вклады россиян и приблизительно 3,5 млрд евро — украинцев. То есть 5,1% всей депозитной базы Кипра — это деньги наших соотечественников, какие бы ограничения на вывоз капитала ни вводили украинский центробанк и правительство. Если экстраполировать эти цифры на портфель Bank of Cyprus, получается, что при списании налога местные жители теряют около 2,6 млрд евро, жители России — 0,6 млрд евро, а украинцы — приблизительно 0,2 млрд евро. «Вот тебе и сбережения на безбедную старость! Ведь в кипрских банках держали свои средства многие украинские бизнесмены», — сетует партнер международной юридической компании Campio Group Денис Осипенко.

Так что вполне объяснимо, почему в Москве намерение ввести налог оценили, мягко говоря, прохладно. Президент Владимир Путин назвал действия кипрских властей «несправедливыми, непрофессиональными и опасными». «Там, по-моему, продолжают грабить награбленное, поэтому нужно понять, во что вся эта история превратится и каковы будут последствия для международной финансово-валютной системы, и для наших интересов тоже», — жестко высказался глава российского правительства Дмитрий Медведев.

Кипрский министр финансов Михалис Саррис пять дней просидел в Москве, добиваясь, чтобы РФ согласилась пролонгировать кредит на 2,5 млрд евро, выданный Кипру в 2011 году. В итоге 25 марта глава Минфина Антон Силуановзаявил о готовности продлить кредит, перенеся дату его погашения с 2016-го на 2022 год. Ставка по нему будет снижена с 4,5 до 2,5%.

Украинские власти не увидели в кипрском прецеденте особых угроз. И даже решились попиариться на проблемах острова, как бы забыв о том, что по вероятности дефолта (исходя из котировок кредитных дефолтных свопов) Украина всегда шла следом за Республикой Кипр. «В негативном на первый взгляд решении есть и позитив. Мы за эти три года показали, что не идем на конфискационные решения. Вы не можете упрекнуть правительство ни в одном решении подобного рода. И оказалось, что в Украине хранить деньги надежнее», — отметил премьер-министр Николай Азаров.

По данным Центробанка Кипра, по состоянию на январь 2013 года в банках страны было сконцентрировано 68,4 млрд евро депозитов, в том числе 25,5 млрд евро — деньги нерезидентов

В Национальном банке своего премьера поддерживают, подчеркнув, что кипрский кризис не отразился на поступлении иностранных инвестиций в нашу страну. «Оттока капитала нет, и, надеюсь, мы его и не увидим», — прогнозирует заместитель директора генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Александр Арсенюк. Причем Кипр остается как крупнейшим инвестором в экономику Украины, так и получателем украинского капитала. По состоянию на начало 2013 года на это островное государство приходилось 31,7% отечественных прямых иностранных инвестиций (17,28 млрд долларов); из Украины в экономику Кипра вложено 89,6% от всех проинвестированных в другие страны средств (5,8 млрд долларов).

В украинских Марфин Банке и Банке Кипра, которые принадлежат соответствующим кипрским финучреждениям, тоже уверяют, что решения кипрских властей на стабильность никоим образом не влияют. «”Дочки” кипрских банков действуют согласно законодательству Украины, поэтому сбережения клиентов этих финучреждений полностью покрываются системой гарантирования вкладов», — уверяет Арсенюк.

Без веры в будущее

Десять миллиардов евро экономику островной республики не спасут. По данным Центробанка Кипра, этой суммы достаточно лишь для рекапитализации банковской системы. А ведь еще нужно около 7,5 млрд для финансирования бюджетного дефицита (по разным оценкам, он составляет от десяти до 15% ВВП), а также реструктуризации долгов (внешний долг Кипра составляет 80% ВВП или около 14,4 млрд евро).

Четыре миллиарда евро, которые власти решили «натрясти» с банковских депозитов, ситуацию тем более не спасают, а лишь усугубляют, учитывая, что еще многие месяцы киприоты свои сбережения в банки не понесут. Альтернативные предложения звучали — использовать свободные государственные активы и пожертвования церкви, национализировать пенсионные фонды, попытаться договориться с Россией о расширении кредитной линии.

Впрочем, часть денег покинула банковскую систему Кипра до объявления моратория. Так, итальянские СМИ назвали сумму 4,5 млрд евро — дескать, именно столько утекло с острова в течение недели, предшествовавшей 16 марта.

Теперь отток капитала с острова неизбежен. Глава Центробанка Кипра Паникос Деметриадис не единожды высказывал опасение, что как только кипрские банки возобновят свою работу, в течение нескольких дней они могут потерять более десяти процентов депозитов. Это почти семь миллиардов евро — гораздо больше, чем стерилизационный эффект налога на крупные депозиты.

В минувший четверг банки острова возобновили свою работу. Ограничения на снятие денежных средств с помощью банковских карт внутри страны Центральный банк Кипра всё-таки отменил. Но приняты превентивные меры по пресечению оттока капитала: денежные переводы за границу не должны превышать пяти тысяч евро в месяц, а выезжая за пределы острова, с собой можно взять наличными не более трех тысяч евро. В день в банках можно снимать не более 300 евро.

Правда, эти ограничения будут действовать лишь до 4 апреля. Учитывая, что в отделения кипрских банков уже выстроились длинные очереди раздосадованных клиентов, правительство сможет этими мерами разве что отсрочить вывод денег. Тем более что Кипр теряет статус комфортной для офшорного бизнеса юрисдикции (см. «Офшорная лавочка закрывается»).На нынешние события в стране накладываются и новшества в налоговом законодательстве. Так, с 2013-го ставка НДС на острове выросла с 17 до 18%, а в 2014 году она увеличится до 19%. Все компании-нерезиденты, зарегистрированные на Кипре, отныне обязаны подавать налоговую декларацию, а с 1 июля компании, регистрирующиеся в республике, будут уплачивать ежегодный лицензионный сбор 350 евро.

Даже если поддержка ЕС и МВФ даст Кипру кратковременный спасительный эффект, островному государству в любом случае придется разрабатывать долгосрочный и фундаментальный план выхода из кризиса. А пока рейтинговые агентства сомневаются, удержится ли Кипр в составе еврозоны: агентство Moody's 28 марта снизило рейтинг страны до преддефолтного уровня Саа2.

Журнал Эксперт 

Авторы: Виталий Дубенский, Светлана Шмелева

02.04.13
Поделиться:
Насколько полезна информация?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 0/5. Количество оценок: 0
Предыдущая OffshoreLeaks и Кипр: к чему приведет глобальная атака на офшоры
С 4 апреля ведущие мировые СМИ начали публиковать персональные данные сотен тысяч владельцев офшорных банковских счетов. Накануне секретная информация была передана
Следующая Регистрация компании в Ирландии. Игра стоит свеч?
Почему в стране, которую до 90-х годов прошлого века западная Европа считала отсталой и бесперспективной, сегодня находятся офисы таких компаний,
Компания в США
1500$
Компания в Грузии
6500€
Компания на Мальте
от 3500€
Компания в Канаде
от 1950$
Компания в Швейцарии
25000 CHF
Форма обратной связи
Оставьте свой вопрос и мы перезвоним
Отправить