Европейская комиссия в рамках борьбы с подставными компаниями опубликовала проект пересмотренной Директивы по борьбе с уклонением от уплаты налогов (ATAD), в которой предложено установить минимальный набор показателей экономического присутствия, по которым можно будет определить подставные компании.
По мнению ЕС сабстенс и подставные компании противоречащие категории, ведь компании или физические лица, использующие подставные лица для защиты активов и недвижимости от налогов, обычно не имеют большого присутствия в юрисдикции, где они официально базируются.
Так, проектом Директивы предлагается установить два набора показателей:
- критерии для определения является ли юридическое лицо подставным или нет;
- набор санкций, которые должны применяться к компаниям, считающимся подставными.
Критерии для определения подставной компании:
- Доход деятельности организации - более 75% общего дохода предприятия не поступает от торговой деятельности или если более 75% его активов составляют недвижимое имущество или другое частное имущество особо высокой стоимости.
- Трансграничное участие - организация получает большую часть своего соответствующего дохода через операции, связанные с другой юрисдикцией, или передает этот доход другим компаниям, расположенным за границей.
- Аутсорсинг – большая часть работы компании передана другим сторонам. В этом случае компания обязана будет ежегодно сообщать налоговым органам информацию о своих помещениях, банковских счетах и налоговом резидентстве своих директоров и сотрудников.
Компании, которые соответствуют хотя бы одному из этих «показателей», будет считаться прикрытием, и ему будет отказано в налоговых льготах. Более того, все платежи, осуществленные в третьи страны от имени другой стороны, будут облагаться налогом у источника на уровне стороны-клиента.
Для идентификации подставных компаний будет задействован автоматический обмен информацией во всех государствах-членах, а также государства-члены будут иметь право потребовать от другого государства-члена провести налоговую проверку любого лица.
ЕС надеется, что данная инициатива будет поддержана всеми государствами-членами и вступит в силу 1 января 2024 года.